Грубый мир тонких идей

Re: Грубый мир тонких идей

Сообщение Евгений Цепенюк 12 окт 2012, 06:44

Во-первых, по-моему, нужно сразу разделить притчи в западной традиции от притчей в дальневосточной традиции (библейские притчи будем считать западными, хотя географически они - ближневосточные :-)).
Во-вторых, что касается западных притч. Я думаю, здесь многое сразу же станет гораздо яснее, если употребить другое слово: басни. Басни и причти - это одно и то же. Вся разница - в дополнительной эмоциональной окраске; но, формально, "библейские басни" - выражение корректное.
Ну и, собственно - произведения Эзопа-Лафонтена-Крылова знакомы всем.
Басня/притча - это короткое дидактическое произведение, иллюстрирующий некий тезис. Причем "иллюстрирующая" не в смысле "украшающая", а в смысле "демонстрирующая". Задача басни/притчи - сделать тезис как можно более доступным, доходчивым, понятным. Как пример из учебника.
Один мальчик сунул палцы в розетку, его ударило током, он умер, и теперь больше никогда не сможет играть в футбол. Нельзя совать пальцы в розетку, а то и с тобой будет, как с тем мальчиком. Все.
Как очевидно, сюжетность в определение не входит, но лично мне трудно вообразить классическую притчу без сюжета. Хотя в качестве литературного упражнения можно над этим поразмыслить...
А вот требование ясности и однозначности явно следует из определения. Если текст допускает несколько различных прочтений, тем более противоречивых - то это что угодно, но только не басня/притча.
Разумеется, нужно учитывать, что некоторые вещи, очевидные в одном контексте (историческом, например) могут быть неочевидны в другом контексте - но это уже не к автору претензия.
Если комиксы называют "графическими новеллами" (и некоторые - заслуженно), то плакат "Не влезай - убьет!" - это графическая притча :-)

Отдельная тема - так называемые "философские притчи". Я так полагаю, что либо их отличие от басен заключается в требовании определенной подготовки, при наличии которой текст кажется ясным и однозначным, а при отсутствии - наоборот. Либо, если текст и в самом деле "задает больше вопросов, чем дает ответов" - то это просто не притча. Что-то другое.
А вообще, все, содержащее в названии слово "философский", заслуживает особо подозрительного отношения :-)

Мои рассказы на "Самиздате", кстати, часто обзывают философскими притчами. Я их таковыми не считаю - но и не борюсь - потому как хоть горшком назови...
Евгений Цепенюк
Новичок
 
Сообщения: 2
: 11 окт 2012, 15:51

Re: Грубый мир тонких идей

Сообщение Евгений Цепенюк 12 окт 2012, 07:22

И что касается собственно "Прометея".
http://www.prometheusforum.net/discussi ... -angels/p1
Movies.com: You throw religion and spirituality into the equation for Prometheus, though, and it almost acts as a hand grenade. We had heard it was scripted that the Engineers were targeting our planet for destruction because we had crucified one of their representatives, and that Jesus Christ might have been an alien. Was that ever considered?
RS: We definitely did, and then we thought it was a little too on the nose. But if you look at it as an “our children are misbehaving down there” scenario, there are moments where it looks like we’ve gone out of control, running around with armor and skirts, which of course would be the Roman Empire. And they were given a long run. A thousand years before their disintegration actually started to happen. And you can say, “Lets’ send down one more of our emissaries to see if he can stop it. Guess what? They crucified him.
Евгений Цепенюк
Новичок
 
Сообщения: 2
: 11 окт 2012, 15:51

Re: Грубый мир тонких идей

Сообщение Левон 12 окт 2012, 08:52

Добро пожаловать на е лассо, Женя. Здесь собралась довольно странная компания, с непростыми внутренними отношениями, но , думаю, вам понравится. :)
Ну и погнали. Конечно басня родственна притче, но вовсе не идентична. Родство этих жанров отмечают все, о тождестве не слышал что бы кто либо говорил. Вы первый.
Так в чем разница? Ну есть несколько малосущественных мелочей которых касаться пока не будем и один значимый признак в котором басня и притча расходятся.
Определение для притчи: Короткое назидательное произведение этической тематики базирующееся на противопоставлении массовых стереотипных представлений друг другу.
Определение для басни: Короткое назидательное произведение этической тематики базирующееся на массовых стереотипных представлениях.
Разница в болде. Притча всегда содержит намеренное внутреннее противоречие. Да это комикс, но комикс составленный из картинок не совместимых друг с другом.
В общем басня это иллюстрация готового решения, а притча задача для самостоятельной работы, которую еще надо решить. Наличие у притчи единственного решения является желательным(даже крайне желательным) но это один из показателей качества притчи, а не ее определяющий признак.
Таковы все классические притчи, и совершенно не вижу никакой разницы между притчами библейскими и скажем буддистскими. Или вы о коанах? Ну так коаны это совсем другой жанр. Говоря о буддистских притчах я имел в виду джатаки.
Ну а дальше все собственно из такового определения вытекает. Потому и нет разницы между библейскими и "философскими" притчами.
Выпей чашку чая
Аватара пользователя
Левон
Дохтур
 
Сообщения: 7399
: 02 фев 2010, 08:13

Re: Грубый мир тонких идей

Сообщение Левон 12 окт 2012, 08:58

maax писал(а):09 окт 2012, 23:15
Притча-форма коммуникации.
Каждой форме- своё "место,время,люди".
А, прошу прощения. Это тоже не определение. Странно называть определением то что охватывает всю возможную область значений.
Все что человек говорит, пишет и делает является , в том числе и формой коммуникации. И уж само собой вся литература является таковой.
То есть ваше определение подходит к чему угодно, а потому собственно определением не является.
Выпей чашку чая
Аватара пользователя
Левон
Дохтур
 
Сообщения: 7399
: 02 фев 2010, 08:13

Re: Грубый мир тонких идей

Сообщение Левон 12 окт 2012, 09:03

И, Евгений, ваша копипаста только подтверждает притчевый характер прометея по моему определению притчи. Не притча как таковая, а притчевая основа сюжета.
Выпей чашку чая
Аватара пользователя
Левон
Дохтур
 
Сообщения: 7399
: 02 фев 2010, 08:13

Re: Грубый мир тонких идей

Сообщение Левон 12 окт 2012, 10:30

Что же до слова философский в определении чего либо я с вами, Женя совершенно согласен. К притчам это само собой относится тоже.
Выпей чашку чая
Аватара пользователя
Левон
Дохтур
 
Сообщения: 7399
: 02 фев 2010, 08:13

Re: Грубый мир тонких идей

Сообщение vi_9 12 окт 2012, 19:30

Евгений Цепенюк - это с sgolub.ru?
vi_9
Выпускник
 
Сообщения: 541
: 12 апр 2012, 18:03

Re: Грубый мир тонких идей

Сообщение Левон 12 окт 2012, 19:39

И с терры Там у него был ник Станислав Гайдзинский. Прекрасный знаток японской культуры и не только.
Выпей чашку чая
Аватара пользователя
Левон
Дохтур
 
Сообщения: 7399
: 02 фев 2010, 08:13

Re: Грубый мир тонких идей

Сообщение vi_9 12 окт 2012, 19:46

Левон писал(а):И с терры Там у него был ник Станислав Гайдзинский. Прекрасный знаток японской культуры и не только.


Слава Богу! Новый интересный человек на форуме - это плюс форуму.
vi_9
Выпускник
 
Сообщения: 541
: 12 апр 2012, 18:03

Пред.

Вернуться в Книги



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron